Рынок презервативов: восприятие конечных потребителей и фармацевтов
Процессы, происходящие в экономике нашей страны, и рост благосостояния населения на протяжении последних 10-15 лет весьма активно стимулируют рост потребления как лекарственных препаратов, так и средств парафармацевтики и косметики. Безусловно, рост культуры потребления данных категорий весьма заметен: не так много осталось женщин, не пользующихся фирменными средствами женской гигиены, или семей, не покупающих подгузники для своих детей. Однако, если речь идет о такой деликатной теме, как контрацепция, то оказывается, что уровень потребления самых элементарных средств — презервативов – пока еще весьма невысок. Обратимся к цифрам. По данным исследования R-TGI (Российский индекс целевых групп), среди мужчин старше 16 лет как по России в целом, так и в Москве презервативами пользуются не более 20 %. Лидером по потреблению и знанию среди населения в России является торговая марка презервативов Contex (Контекс), за которой следуют презервативы Vizit (Визит), Durex (Дюрекс) и Reflex (Рефлекс). При этом, если по России в целом презервативы Contex лидирует со значительным отрывом от конкурентов (45,6 % потребителей используют презервативы Contex и 20 % — ближайшего конкурента Vizit), то в Москве конкуренция гораздо жестче и разрыв между презервативными брендами меньше (42 % используют Contex, 31 % - Sico).
Если говорить о каналах продаж презервативов, то, безусловно, аптеки продолжают оставаться весьма значимым местом покупки различных средств гигиены, в том числе презервативов, однако на сегодняшний день тенденция для аптек не самая благоприятная. Значительную конкуренцию аптекам составляют супермаркеты, различные специализированные магазины, число покупателей в которых растет значительно, тогда как доля покупателей парафармацевтической продукции в аптеках остается на том же уровне, а по некоторым категориям продукции даже уменьшается. Поэтому задача, которая стоит перед аптеками, — это, как минимум, не потерять тех покупателей, которые приходят не только за лекарствами, но и активно стимулировать спрос на парафармацевтическую продукцию.
Теперь посмотрим, как относятся к категории презервативов сами фармацевты. В исследовании PHARMA-Q (Мнение провизоров/фармацевтов) провизоры первого стола и менеджеры по закупкам аптек оценивают торговые марки по разным параметрам (рекомендуют ли они их самостоятельно, каков уровень покупательского спроса на продукцию, посещают ли их торговые представители и т.д.). В целом по выборке (1200 фармацевтов в 14 крупнейших городах) также лидирует торговая марка презервативов Contex (50% провизоров первого стола часто рекомендуют его покупателям, 80% — оценивают покупательский спрос на него как высокий). Ближайшие конкуренты — презервативы Durex, Vizit, Sico и Life Styles (их рекомендуют от 30 до 40 % фармацевтов, но существенно меньше, по их мнению, спрашивают сами покупатели). Скорее всего, такие показатели достигаются как за счет рекламы для конечных потребителей, так и за счет активности торговых представителей. Например, 40% провизоров отметили, что их посещали торговые представители презервативов Contex, около 20% отметили торговых представителей Vizit, Sico, Life Styles, Reflex.
Вывод, который можно сделать в заключение: аптекам необходимо активно участвовать в продвижении такой социально значимой категории средств контрацепции, как презервативы, а компаниям-производителям, предлагающим данную продукцию, необходимо более активно разрабатывать программы, направленные на пропаганду культуры ее потребления среди населения.
Александр Фридман
Аптечное Дело, №5 (53), Май 2006 года