«Безопасный секс» захватит Россию
ООО «Безопасный секс» вложит 2,6 миллиона долларов в строительство самого мощного в России завода по производству презервативов. Компания, выпускающая презервативы под маркой Vizit, построит производство в Приморском районе Петербурга.
Пока компания получила разрешение на проведение изыскательских работ (Постановление правительства Петербурга №412 от 16 марта 2004 г.). Участок площадью 8826 м2 расположен в 40-м квартале нежилой зоны Северо-Западная. Владелец ООО «Безопасный секс» Игорь Бойков планирует начать строительство в конце 2004 года и закончить в 2005 году. Проект предусматривает строительство здания площадью 3 500 м2, в котором расположатся как производственные, так и офисные помещения. По оценкам Игоря Бойкова, строительство обойдется компании в 2 миллиона долларов. Еще 600 000 долларов будет потрачено на закупку дополнительного оборудования немецкой компании Doeka, которое позволит увеличить мощности до 120 миллионов презервативов в год. Однако вряд ли удастся в ближайшее время запустить завод на полную мощность. По мнению Владимира Кириллова, генерального директора ООО «ФАРМиндекс», продать такое количество презервативов будет очень сложно, так как на этом рынке существует очень жесткая конкуренция и никто из конкурентов не захочет уступить свою долю.
Сейчас производство ООО «Безопасный секс» занимает всего 800 м2, арендуемых на одном из предприятий города. Его мощности позволяют выпускать 45 миллионов презервативов в год. Но они загружены не полностью — сейчас ООО «Безопасный секс» выпускает 30 миллионов презервативов в год. Из них только 7 % продаются в Петербурге. Остальная продукция расходится по России. Сырье для производства поставляется из Германии. Оно представляет собой полуфабрикат, уже имеющий форму презерватива (презерватив-сырец). Здесь он тестируется специальной лабораторией, а затем подвергается различным видам обработки и упаковывается. Производить презервативы достойного качества с нуля — из латекса, считает Игорь Бойков, в России невозможно, так как нет отработанных технологий.
Увеличивать выпуск своей продукции ООО «Безопасный секс» намерено не только за счет традиционных презервативов. В апреле, сообщил Игорь Бойков, компания выводит на рынок новые презервативы, предназначенные для ультразвуковых исследований. «Обычный УЗИ-кабинет в месяц использует до 500 таких презервативов, — утверждает он, — а такие кабинеты есть в каждой поликлинике, каждом медицинском центре. Сейчас для этих целей используются обычные презервативы, не очень подходящие для медицинских целей. Специальные УЗИ-презервативы в России не производятся, вместо них люди покупают в аптеках дешевые презервативы. Мы надеемся полностью занять эту нишу».
По оценке экспертов, российский рынок презервативов в 2003 году по сравнению с 2002-м вырос на 18-20 % в штучном выражении и на 30-35 % в денежном. Эта разница связана, по его мнению, с тем, что, «во-первых, народ все больше тянет к качеству, а во-вторых, существует инфляция». Ежегодный объем российского рынка презервативов различные эксперты оценивают от 300 до 380 миллионов презервативов в год.
Согласно исследованиям, проведенным по заказу компании Durex, только 28 % россиян пользуются презервативами, а 72 % не используют их вообще. По данным исследовательской компании «Комкон» за 2003 год эти цифры составляют соответственно 12,8 и 87,2 %. При этом 70 % покупаемых в России презервативов составляет западная продукция и только 30 % отечественная.
Сейчас в России существуют четыре компании, производящие презервативы. Самой крупной является ООО «Болеар-Медика», выпускающее презервативы под маркой Sico и занимающее влиятельное положение в Москве, которая является самым крупным рынком презервативов в России. Петербургское ООО «Безопасный секс» производит презервативы под торговой маркой Vizit. Эти компании завозят из-за рубежа сырье (презерватив-сырец), которое тестируют, обрабатывают, упаковывают.
Другим путем пошли Армавирский завод резиновых изделий (презервативы Эрос) и завод «Эластомер», расположенный под Серпуховым (презервативы Reflex и Magnum). Они производят презервативы с нуля — из латексной смеси. Сырье поставляется из азиатских стран. Специалисты скептически относятся к такому подходу. По мнению Игоря Бойкова, владельца ООО «Безопасный секс», в России отсутствуют специалисты, способные сделать качественный продукт с нуля. Юрий Петров считает, что такое производство сложно сделать рентабельным в российских условиях. Кроме этих четырех до недавнего времени существовали предприятия по производству презервативов в подмосковном городе Баковка (презервативы Intimity) и в Волжске (презервативы Favorit-v). По некоторым данным, последние скоро восстановят свою работу, но будут производить презервативы не из латексной смеси, как раньше, а станут закупать презерватив-сырец.
Эксперты рынка полагают, что без активного продвижения своего товара производитель презервативов не сможет достичь хороших объемов продаж и, следовательно, производства.
Юрий Петров, директор 000 «Вариант»:
«На рынке сейчас действительно есть латентный спрос на презервативы для УЗИ-диагностики. Сейчас для этих целей используются обычные, самые дешевые презервативы, например Эрос Армавирского завода резиновых изделий. Для УЗИ-диагностики качество презерватива не столь значимо для нашего потребителя, как при традиционном использовании. А поскольку презерватив-сырец будет ввозиться из Германии, то цена на продукцию ООО «Безопасный секс» будет достаточно высокой. Эта продукция потребует специального продвижения, так как придется формировать этот рынок с нуля. В ближайшие год-два радужных перспектив ждать не стоит. Но если вложиться в брендирование, то процесс может пойти быстрее».
Сергей Луканин, коммерческий директор ЗАО «Первая помощь»:
«Данный рынок сильно перегрет. Производителей более чем достаточно. Есть такие марки презервативов, как Reflex и Magnum, производители которых обладают огромными мощностями и сейчас ведут агрессивную политику, чтобы максимально загрузить свои мощности. Основное воздействие на объемы продаж оказывает представленность в конкретных торговых точках — будь то аптеки или супермаркеты. Так как это товар импульсивного спроса. И несмотря на приверженность определенной марке, человек в ее отсутствие переключится на одну из тех, которые есть в продаже на данный момент. Поэтому сейчас интенсивная борьба между производителями различных марок идет именно за присутствие в местах реализации».
Юлия Куликова: КТО ЕСТЬ КТО: основные поставщики презервативов и их бренды в аптеках Санкт-Петербурга:
«Вариант» — Masculan
«БС» — Vizit, Prime
«Медком» — Contex
«Парфюм» — Durex
Факты: продажи презервативов различных ценовых ниш в России, % от числа потребителей:
от 40 рублей и выше за 3 презерватива — 12 %
от 26 до 40 рублей за 3 презерватива — 60 %
от 12 до 26 рублей за 3 презерватива — 5 %
от 4 до 12 рублей за 3 презерватива — 23 %
КТО ЕСТЬ КТО: популярность презервативов известных марок в Петербурге (данные за апрель 2003 года), % от числа опрошенных:
Masculan — 35 %
Vizit — 25 %
Durex — 22 %
Contex — 5 %
Другие — 13 %
ЗА КУЛИСАМИ: популярность некоторых марок презервативов в России (данные на 2003 год), % от числа опрошенных:
Vizit — 24,8 %
De Luxe — 18,5 %
Innotex — 16,3 %
Durex — 15,2 %
Sico — 14,5 %
Erotic — 13,2 %
Simplex — 9 %
Life Styles — 8,1 %
Playboy — 7,6 %
Автор неизвестен